Южноуральцы стали больше тратить, но меньше есть

Пищевые предпочтения жителей области в прошлом году заметно изменились, отмечает Челябинскстат на основании проведенного выборочного обследования. В частности, в рационе южноуральцев стало меньше картофеля, молока и молочных продуктов, хлеба, мяса и мясопродуктов, но больше сахара и кондитерских изделий, овощей, бахчевых культур, фруктов и ягод. Такой сдвиг в пользу углеводов увеличил энергетическую ценность питания, а вот количество белков в продуктовой корзине, напротив, сократилось.

Южноуральцы стали больше тратить, но меньше есть

Общеизвестно, что структура потребления в немалой степени зависит от доходов. Те, у кого они значительные, на покупку продуктов тратят почти втрое больше, чем семьи с низким достатком. Статистики также выявили, что горожане больше, чем сельские жители, потребляют молока и молочных продуктов, овощей и бахчевых, рыбы, мяса, мясопродуктов. Селяне же налегают на хлеб, картофель, сахар и кондитерские изделия. Но в целом, несмотря на увеличение среднемесячных расходов на продукты, их потребление снизилось, что сказалось на качестве питания.

По мнению специалистов министерства сельского хозяйства Челябинской области, это не связано напрямую с динамикой производства основных видов продовольствия в регионе. Скажем, по хлебу и хлебопродуктам уровень самообеспечения по отношению к фактическому объему потребления составляет 301 процент (в 2017 году — 287). В прошлом году производство хлеба, муки, круп, макаронных изделий в расчете на одного жителя области достигло 352 килограммов, в то время как рекомендуемая норма составляет 96. Обеспеченность мясом и мясопродуктами за счет собственного производства достигает 207 процентов, картофелем — 148. На одного человека второго хлеба на Южном Урале произвели, по данным статистики, 167 килограммов, а рекомендуемая норма — 90.

Ниже необходимого уровня только производство молока — 54 процента, но на рынке нет дефицита молочных изделий. Если хлебопродукты, в первую очередь муку, макаронные изделия, крупы, а также мясные продукты регион активно поставляет в другие субъекты РФ и даже за рубеж, то молочные продукты собственного производства остаются на внутреннем рынке. Жители области хорошо знают местных производителей, отдавая предпочтение домашним маркам и брендам.

Ежегодная поддержка АПК на уровне четырех миллиардов рублей стимулирует производство сельхозпродукции и выпуск качественных продуктов питания. Например, Челябинская область — одна из немногих в России, где выращивают пшеницу твердых сортов для выпуска макаронных изделий, подчеркивают в минсельхозе региона.

Однако не все эксперты считают тенденции на рынке продовольствия позитивными. Челябинский политолог доцент Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Андрей Лавров отмечает, что изменение структуры потребления продуктов питания наглядно показывает: рост калорийности пищи происходит за счет снижения ее качества, а значит, наносит урон здоровью населения.

— Социальное расслоение продолжается. Доля трат на питание в менее обеспеченных семьях составляет почти половину всех потребительских расходов, в более обеспеченных — только пятую часть, — продолжает политолог. — Кроме того, данные статистики иллюстрируют серьезный разрыв между городом и селом, что также сказывается на качестве жизни. Ведь это ненормально, когда калорийность «накачивается» жирами. На мой взгляд, необходимы более строгие ограничения потребления пальмового масла и других не слишком полезных пищевых компонентов. В целом же статистика демонстрирует, что меры социальной поддержки государству нужно увеличивать — для малоимущих и сельских жителей.