Многие люди любят покапризничать в магазине. Часто это не просто следствие плохого настроения, а желание получить выгоду за счет злоупотребления своими правами.При этом причина жалоб и претензий кроется вовсе не в плохом качестве товара, а в жажде наживы. У этого явления есть свое название — потребительский терроризм.

Подспорьем для получения денег в таких случаях служит закон о защите прав потребителей. К счастью, злоумышленники не всегда срывают желаемый куш. Это происходит по разным причинам:

  • Недостаток знаний.

Жалобы поступали на производителей бутилированной воды. Суть в том, что после кипячения ее в чайнике образовывался осадок, что приводило к порче бытовой техники. Люди утверждали, что дело в плохом качестве воды, что в ней много загрязнений и пить ее нельзя. На деле выяснялось следующее: бутилированная вода — минеральная, о чем написано на этикетке.

При кипячении минеральной воды нормально, если остается осадок. Как правило, это соли кальция. Более того, если на дне посуды не появляются белесые хлопья, то это свидетельствует об отсутствии в составе каких-либо полезных минералов.

С подобной проблемой часто сталкиваются производители минеральной питьевой воды. Несмотря на множество официальных ответов и публикаций, по сей день находятся люди, продолжающие кипятить воду и высказываться негативно.

  • Нежелание вникать в состав.

Известен реальный случай, когда человек обратился в суд, поскольку в повидле под названием «Малиновое» он нашел яблоки. При этом в составе на этикетке были указаны и малина, и яблоки. Название и изображение ягоды производитель подобрал на свое усмотрение (он имеет на это право). В иске было отказано.

  • Незнание ГОСТов, законов и других нормативных актов.

Разбирая как пример все тот же случай с повидлом, можно отметить: согласно законодательству, название «Малиновое» может значиться даже на банановом повидле, в составе которого малины нет совсем. Никто ведь не ожидает от пирожного «Картошка» вкуса картофеля или от конфет «Коровка» вкуса говядины.

Производство товара допустимо вести по ГОСТам и ТУ. Одно и то же предприятие вполне может выпускать продукцию, соответствующую разным нормативам. При этом изделия или продукты питания одной марки будут отличаться по характеристикам.

Часто сталкиваются с потребительским терроризмом и швейные фабрики. Люди жалуются на разницу в сантиметрах при измерении вещей одной модели, одного размера, выдвигают претензии к разной длине подолов юбок, скроенных по типу «солнце» или «полусолнце». Покупатели забывают о припусках, отклонениях в пределах нормы, прописанных в соответствующих стандартах.

Потребительский терроризм — вред обществу

Могут ли производители, торговые точки и компании, предоставляющие услуги, уберечься от потребительского терроризма? Это сложно. Кажется, что четкое следование букве закона, добросовестное исполнение взятых на себя обязательств и предоставление исчерпывающей информации о товарах и услугах снижают количество недовольных потребителей. Однако несмотря на все старания производителей — ведение официальных страниц в социальных сетях, разработку новых продуктов, обнародование данных лабораторных исследований — количество случаев потребительского терроризма снижается медленно.

Какой вред это несет обществу?

  • Недобросовестные граждане портят репутацию хороших производителей и магазинов. Негативные отзывы всегда читаются с большим вниманием, а вот данные исследований обычно не запоминаются. Так один негативный случай, в котором злоумышленник получил какую-либо компенсацию, снижает степень доверия покупателей к «виновному» продавцу.
  • Потребители перестают понимать, какая информация является достоверной. Та, которую высказывает человек, ищущий выгоду, или та, что поступает от производителя. Ему будет проще получить услугу в другом месте, чем вникнуть в ситуацию.
  • Пытаясь получить компенсацию от магазина, импортера или изготовителя люди часто используют все доступные методы, начиная от устных претензий и заканчивая жалобами в Роспотребнадзор. Подобные дела для них нередко оказываются убыточными. Если ответчик прав, то все расходы на почтовую переписку, адвокатов, экспертизы придется понести заявителю.

Вывод

Потребительский терроризм — серьезная проблема общества. Она мешает развитию бизнеса, производств, малому и крупному предпринимательству. В большинстве случаев злоумышленникам удается лишь поднять шум, нежели подзаработать. Поэтому прежде чем обращаться с жалобами или писать негативные отзывы, подумайте о последствиях таких действий.